ОБЩЕНИЕ С ЖИВОТНЫМИ. ПЕРСПЕКТИВЫ



Вопросы, поставленные А.П. Дубровым в начале главы «Психические основы научения животных человеческой речи (Говорящие животные, изд-во «Феникс», 2007г., стр. 172), являются одними из ключевых к нашей теме: «Как следует понимать случаи овладения животными человеческой речью: являются ли они случайностью, результатом простого подражания, автоматического запоминания, закрепленного условным рефлексом, или итогом умственной и психической деятельности животного, умело направляемой дрессировщиком? Ответ на этот вопрос не может быть однозначным, и, как уже было сказано, он связан с пониманием и изучением таких основных психических понятий, как разум, память, сознание, мышление, интеллект, язык и речь в применении к животным».

При исследовании этой проблемы ученые разделились на две основные группы. По мнению одной группы ученых «в области психики животные обладают всем тем, что есть в человеке, а разница состоит лишь в степени развития уровня психической деятельности у животных по сравнению с человеком. Животные, находясь в среде обитания, не испытывают потребности в развитии и совершенствовании этой деятельности, если к ним не предъявляются новые требования, так как они адекватно соответствуют среде. Но при необходимости они могут развить имеющиеся у них большие потенциальные возможности и, в частности, овладеть речью хотя бы в примитивной форме» (Дубров А. П., 2007,стр. 174). Вторая группа ученых считает: «У животных имеются всего-навсего лишь предпосылки того, что люди называют разумом, сознанием, мышлением и интеллектом. Поэтому неправильно ставить знак равенства между этими категориями у человека и животных, у которых поведение, умственная и психическая деятельность покоятся на врожденных, наследственно обусловленных инстинктах, закрепленных в генетической программе на протяжении всей эволюции. Животных не следует антропоморфизировать, то есть уподоблять во всем человеку, поскольку ум животного и разум человека принципиально разные понятия» (Дубров А. П., 2007,стр. 174).


Автор этого сайта, руководствуясь теорией функциональных систем П.К. Анохина и системной психофизиологией, добился, что кошки в нашем питомнике имеют словарный запас около сотни слов. Конечно, автор слышал о гениальной фразе для ленивых студентов: «У животных поведение, умственная и психическая деятельность покоятся на врожденных, наследственно обусловленных инстинктах, закрепленных в генетической программе на протяжении всей эволюции», которая могла надежно сработать лишь до 80-тых годов ХХ века. (подробнее)

Задайте себе вопросы по существу :


Ответы на все эти непростые вопросы Вы найдете в наших статьях « Человек и животные. Системные закономерности» на сайте www.zooton.net. и « Системная психофизиология. Человек и животные. Субъективный мир» на сайте www.zooton.net.



Принципиальные различия между человеком и животными (подробнее)


1. У животных все основные функциональные системы представлены на двух нижних уровнях модели восприятия окружающего мира, соответственно уровень окружения (с ключевым вопросом, что вокруг?) и уровень поведения (ключевой вопрос, что делаю?).

2. Третий уровень модели восприятия окружающего мира способности (с ключевым вопросом, что могу? и содержанием ресурсы планы) отражает основную способность животных - приспособится к окружающей среде и тем самым выжить. При этом системы, сформированные в естественной природной среде, становятся для животных основными и необходимыми для сосуществования в естественных природных условиях. Поэтому взрослое высшее животное с системами, сформированными в искусственной среде обитания при участии человека, как правило, погибает, при помещении его в как будто бы привычные и естественные природные условия его обитания. Это конечно не находит объяснения у некоторых ученых, которых считают, что поведение, умственная и психическая деятельность покоятся на врожденных, наследственно обусловленных инстинктах, закрепленных в генетической программе на протяжении всей эволюции.

3. Уровень убеждения модели восприятия окружающего мира не содержит значительного количества функциональных систем даже у высших животных. Исключением являются некоторые домашние животные, которые много времени проводят в контакте с человеком. У таких животных возникают специфические мотивы поведения, иногда до целесообразности изучить язык человека. Развитием этого убеждения является феномен говорящих животных. Обычно количество слов самостоятельно освоенных таким животным не превышает 10. Но встречаются и уникумы, так кот из Баку имел словарный запас около 70 слов (подробнее ).

4. Три верхних уровня модели восприятия окружающего мира (убеждения, самопредставление, миссия) представлены функциональными системами только у человека (подробнее). Однако наш опыт общения с домашними животными обладающими навыками звуковой человеческой речи (ЗЧР) (подробнее)подтверждает, что принципиально эти животные способны сформировать незначительное количество функциональных систем даже на всех трех верхних уровнях восприятия. Поэтому для проведения научных исследований такие животные могут быть с успехом использованы.

5. Наличие животных с навыками ЗЧР, демонстрирующих принципиальную возможность реализации отдельных компонентов верхних уровней восприятия, позволяет провести анализ динамики активности нейронов, специализированных относительно систем разного возраста и класса целей, что по целому ряду этических и методических причин нельзя провести у человека.


КТО ПРАВ?

Нам кажется, что достаточно убедительно на эти вопросы могут ответить сами животные. Вам, как рефери, предлагается просто прослушать около 400 (уже записанных) звуковых файлов.

Исходя из сегодняшних обывательских представлений наша тема – экзотика. А из перспективных общегосударственных – серьезная приоритетная тема (подробнее см. WWW.YURYPAVL.RU, раздел «Материалы заявки. Комментарий») . Реализация изобретений и технический эффект связаны с реорганизацией опыта и накопления его в поколениях животных. Этот опыт может быть связан с очень серьезными применениями. Так в СССР использовались собаки – истребители танков. В США известны дельфины – истребители подводных лодок и судов. Широко известен поиск оружия и боеприпасов. В США имеются 2 крупные лаборатории – центры по изучению языка животных.

Системная психофизиология. Человек и животные.

П.К. Анохин в фундаментальных трудах по нейрофизиологии – механизмам условного рефлекса, онтогенезу нервной системы ввел понятие системообразующего фактора (результата системы). Под результатом системы П.К. Анохин понимал полезный приспособительный эффект во взаимодействии «организм – среда», достигаемый при реализации системы.

Поведение индивида можно описать как результат определенного взаимодействия организма с внешней средой. Причем по достижении определенного результата, исходное воздействие прекращается, что делает возможным реализацию следующего поведенческого акта [Швырков, 1978]. Поэтому в системной психофизиологии поведение рассматривается с позиции будущего – результата.

На основании обобщения экспериментов П. К. Анохин пришел к выводу, что для понимания взаимодействия организма со средой следует изучать не «функции» отдельных органов или структур мозга, а их взаимодействие, то есть координацию их активности для получения конкретного результата.

В системной психофизиологии активность нейронов связывается не с какими – либо специфическими «психическими» или «телесными» функциями, а с обеспечением систем, в которые вовлекаются клетки самой разной анатомической локализации и которые, различаясь по уровню сложности и качеству достигаемого результата, подчиняются общим принципам организации функциональных систем [Анохин, 1975,1978].

Именно поэтому системные закономерности, выявленные при изучении нейронной активности у животных, могут быть применены для разработки представлений о системных механизмах формирования и использования индивидуального опыта в разнообразной деятельности человека [Александров, 2001].

С целью накопления и закрепления все новых и новых навыков звуковой человеческой речи, (то есть пополнения индивидуального опыта обучаемого животного) при реализации наших изобретений, мы используем «животного-наставника», или животного-демонстратора, так как оно просто демонстрирует обучаемому животному доступные ему навыки.

Однако из системной психофизиологии известно.

«Оценка результатов поведения осуществляется как животными, так и человеком. Однако состав индивидуального опыта, вовлекаемого в этот процесс у них различен. Животное обычно использует лишь опыт своих собственных отношений со средой или, возможно, в особых случаях опыт особи, с которой оно непосредственно контактирует. Человек же использует опыт всего общества, опыт поколений» [Александров, 2001].

Здесь Ю. И. Александров теоретически предсказал возможность реализации нашего изобретения – "Способ Юрия Павлова обучения животных навыкам звуковой человеческой речи", указав, что животное может использовать «в особых случаях опыт особи, с которой оно непосредственно контактирует». Это гениально предсказанное исключение, ранее, по сути, направило нас. При реализации изобретения таким животным является «животное-наставник», или животное-демонстратор, так как оно просто демонстрирует обучаемому животному доступные ему навыки. Подробнее см. раздел «Об изобретениях».

Исследования. Перспективы

У кошек первичная слуховая кора удобно расположена на боковой поверхности мозга, поэтому большинство комбинированных анатомо-физиологических исследований производится на этом виде (Николлс, 2008г., стр. 406). У обезьян в слуховой коре происходит как последовательная, так и параллельная обработка слуховых сигналов. Исследования с помощью электроэнцефалографического картирования и функционального магнитного резонанса представляют доказательства подобной же организации слуховой коры у человека (Pantev C., tn al. 1994: 26-40.). Интересно, что эта область коры активирована даже во время чтения по губам! (Calvert, et al. 1997.). Обработка слуховых сигналов сложна (Sachs, M. B. 1994). Важные с точки зрения поведения звуки должны быть извлечены из обширного и многообразного акустического окружения (Nelken, I.,1999.). Не только частотный состав, но также и временная последовательность входов должна быть проанализирована каким-то образом (Griffiths, T. D., et al. 1998). Например, проигрывание магнитофонной записи человеческой речи в обратную сторону воспринимается как тарабарщина.

У людей обнаружены нейроны, специализированные относительно использования отдельных слов (Heit etal, 1988). Мы считаем, что обнаружение аналогичных нейронов у высших животных позволило бы окончательно уточнить нашу проблему, тем более, что специализированные нейроны уже обнаружены относительно актов «социального контакта» с определенными особями в стаде у обезьян (Perrett et al., 1996). Далее необходимо исследовать взаимосвязи и формирования структур таких нейронов в соответствии с триадой: слово - связь с совокупностью понятий и представлений - самостоятельный образ. И, наконец, становление первичной системной специализации нейрона и формирование взаимосвязи таких нейронов в процессе изучения языка (например, иностранного языка, т.е. и у человека).



Быстрый переход для посетителей, зашедших на эту страницу непосредственно из Интернета:
1. На меню сайта
2. На главную страницу сайта и меню
3. На базовую страницу сайта и меню с дополнительной и справочной информацией.


.